Монастырь возвратился к жизни. Братии в монастыре к 2003 году насчитывается 17 человек монахов и послушников. Настоятель монастыря – епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав. К Преподобному, у святых мощей которого совершается множество чудес и исцелений, приезжают многочисленные паломники.

Есть в монастыре колодец, который вырыт руками Преподобного.

На месте, где было явление Святой Троицы Преподобному, сохранилась часовня, построенная во второй половине XIX века во время настоятельства архимандрита Павла. В ней служатся молебны. В часовне наблюдается совершенно необъяснимое и очень сильное воздействие на человека — ощущения пульсации воздуха и видимое глазом дрожание воздуха над песком. Припасите емкость для песка: в часовне часовне можно взять с собой немного песка, насыпанного на месте Явления или приобрести мешочек с песком в свечной лавке неподалеку.

Сегодня при монастыре и Христорождественском подворье в Петербурге действуют несколько мастерских, в которых многие люди трудятся для возрождения и благоукрашения обители: иконописная, швейная, керамическая, столярная, художественной резьбы по дереву.

Иконописная мастерская существует на монастырском подворье уже более десяти лет. Ее мастерами расписано множество храмов и часовен, среди них — Преображенский собор и храм пророка Захарии и праведной Елисаветы Александро-Свирского монастыря, храм Рождества Христова на Петербургском подворье, храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, храм Покрова Божией Матери в Покрово-Тервеническом женском монастыре и другие. Предстоит еще много интересной работы. Только в самом Александро-Свирском монастыре было десять храмов и множество часовен, которые предстоит возрождать.

Швейная мастерская занимается шитьем богослужебных облачений для священнослужителей, монашеских одеяний. В керамической мастерской для паломников изготавливают фарфоровые лампады, подсвечники, сосуды для святой воды, сувениры. Мастерская работает около пяти лет. Столярная мастерская и мастерская художественной резьбы по дереву располагаются в монастыре. Иконостасы, церковная утварь и многое другое делается руками братии и трудников обители.

В мастерских всегда рады новым творческим людям, ищущим себя, желающим быть полезными Церкви. Те, кто хочет потрудиться для возрождения Александро-Свирского монастыря, могут обращаться в обитель или на подворье в Петербурге.

По признанию многих паломников, праздники в Александро-Свирском монастыре переживаются по-особенному. Недаром вот уже несколько лет паломнические группы из Москвы, Петербурга и других городов России приезжают в обитель не только в дни памяти преподобного Александра, но и на Рождество, Пасху. Причем часто приезжают одни и те же люди, привозя с собой друзей и родственников: они утверждают, что тот, кто хоть однажды провел рождественскую ночь у вертепа из еловых веток с иконой Рождества Христова, кто походил по двору монастыря — от Преображенского храма до Троицкой часовни со «звездой» с яркими шелковыми ленточками и колокольчиками, кто видел, как радуются дети, которых в рождественскую ночь одаривают праздничными подарками, тот будет стремиться каждое Рождество проводить на этой святой земле, для того чтобы напитаться благодатью на долгое время.

Особенно чувствуется благодатная духовная атмосфера в дни памяти преподобного Александра Свирского (30 апреля, 30 июля и 12 сентября), когда в обители совершается крестный ход со святыми мощами.

Главные праздники монастыря: День Святой Троицы; 30 апреля (день обретения мощей нетленными в 1641 г.), 12 сентября (день кончины преподобного в 1533 г.), 30 июля (день второго обретения нетленных мощей прп. Александра Свирского в 1998 г.).

1) Преподобный Александр, основатель обители и первый игумен, с 1506 по 1533 гг.

2) Исаия.

3) Никодим (о них упоминается только в монастырских синодиках. Игуменство их было непродолжительное).

4) Иродион — списатель жития преподобного Александра, до 1545 г.

5) Вениамин — при нем сделан был в Свирский монастырь драгоценный вклад Царя Иоанна Грозного.

6) Преподобный Афанасий Сямдемский.

7) Исидор — до 1572 г.

8) Иоасаф — до 1582 г.

9) Дионисий — до 1608 г.

10) Паисий — до 1613 г., при нем было Литовское разорение.

11) Феодорит — до 1628 г. *). Царь Михаил Феодорович восстановил и укрепил жалованные грамоты.

12) Авраамий — до 1646 г., при нем было открытие мощей преподобного Александра.

13) Александр — до 1649 г.

14) Савватий — до 1660 г.

15) Симон, впоследствии архиепископ Вологодский и Белозерский, до 1665 г.

16) Иосиф — до 1666 г.

17) Макарий (Полуэхтов) — до 1673 г.

________________________________________

*) При игумене Феодорите было Литовское разорение монастыря, причем храмы сильно пострадали от огня; утварь церковная и казна были разграблены, скот истреблен; братии замучено и убито 27 чел. и 32 служки. Славянское издание Жития преподобного, с. 231.

________________________________________

 

Архимандриты:

1) Гермоген — до 1699 г., особенно потрудившийся по возобновлению монастырских церквей и зданий. В его настоятельство в 1692 году в Свирский монастырь был прислан указом Царей Иоанна и Петра Алексеевичей священник Петр Терентьев, с тем чтобы, освятив собором святую воду о здравии Государя и омочив в ту святую воду губку, отереть святые мощи преподобного Александра, лицо и руки и, выжав из губки воду в сосуд, запечатав оный монастырскою казенною печатью, он, священник Терентьев, привез к ним, Государям. О чем имеется грамота митрополита Корнилия.

2) Лаврентий — до 1702 г., при нем отменены монастырские имущественные привилегии.

3) Кирилл I — до 1705 г.

4) Исаия — до 1708 г.

5) Феодосий — до 1715 г., при нем украшена настенною живописью Троицкая церковь.

6) Иларион — до 1717 г.

7) Александр I — до 1719 г., за приверженность к расколу и непочтение к Государю Петру I лишен сана и казнен.

8) Кирилл II — до 1732 г.

9) Виссарион — до 1738 г.

10) Ефрем — до 1740 г.

11) Венедикт — до 1742 г.

12) Серафим — до 1748 г.

В 1748—1752 гг. неизвестно почему архимандрита не было, а монастырем управлял наместник Иннокентий.

13) Андроник — до 1759 г.

14) Пахомий — до 1763 г., по доносу братии за какие-то злоупотребления был вызван в Новгород и оттуда уже не возвращался.

15) Варсонофий — до 1763 г., при нем в Свирском монастыре была учреждена кафедра епископов Олонецких и Каргопольских, викариев С.-Петербургской епархии.

16) Александр II — до 1775 г. Согласно состоявшимся в 1764 г. духовным штатам Свирский монастырь был зачислен штатным второклассным монастырем.

17) Иринарх — до 1780 г., при нем учреждена в монастыре семинария.

18) Варлаам — до 1790 г., при нем в 1786 г. епископская кафедра в Свирске закрыта, а Олонецкая епархия присоединена к Архангельской.

19) Парфений I — до 1800 г., впоследствии епископ Архангельский.

20) Иосиф — до 1816 г., при нем учреждено в монастыре духовное училище.

21) Товия — до 1819 г., при нем установлено перенесение мощей преподобного Александра из Преображенского монастыря в Троицкий, в праздник Пресвятой Троицы.

22) Парфений II — по 1820 г., при нем Свирский монастырь посетил Император Александр Благословенный.

23) Макарий — до 1827 г., при нем учреждена в Петрозаводске самостоятельная епископская кафедра.

24) Варсонофий (Морев) — до 1853 г.

25) Иезекииль — до 1855 г.

26) Павел (Смирнов) — до 1869 г., при нем в 1858 г. Свирский монастырь посетили Государь Император Александр Николаевич и Государыня Императрица Мария Александровна с Августейшим их семейством.

27) Антоний — до 1870 г.

28) Даниил — до 1872 г.

________________________________________

 

С 1873 года настоятельство Свирского монастыря предоставлено епископам Олонецким и Петрозаводским, а в монастыре учреждено наместничество.

Епископы:

1) Первый настоятель Свирского монастыря – епископ был преосвященный Олонецкий Ионафан — до 1878 г.

2) Преосвященный Палладий — до 1882 г.

3) Преосвященный Павел.

В настоятельство сих епископов наместниками были:

1) Архимандрит Савватий, 1873–1878 г.

2) Игумен Иннокентий, 1878–1883 г.

3) Архимандрит Макарий, 1883–1891 г., при наместнике архимандрите Макарии 29 июня 1887 г. Свирский монастырь посетил Его Высочество Великий Князь Владимир Александрович с супругой его, Великой Княгиней Марией Павловной.

________________________________________

 

С 1890 г. монастырь снова сделан самостоятельным и общежительным с особым настоятелем-архимандритом.

Архимандриты:

1) Архимандрит Агафангел, с 21 декабря 1891 г.

2) Архимандрит Евгений, 1909-1918.